Взгляд сквозь века...


...или история брачного наряда

Наверное, люди поняли это сразу, как только начали осознавать себя, сколь важно это событие - бракосочетание и что отмечать его и украшать нужно особым образом. Интересно, как это было в самый, самый первый раз? Возможно, храбрый охотник швырнул под ноги избраннице шкуру только что убитого в ее честь леопарда, - и это стало первым брачным нарядом (как вы понимаете, платьем это назвать трудно). Этого мы уже никогда не узнаем, а вот что из этого получилось за прошедшие тысячелетия, можно легко узнать, заглянув в один из самарских салонов. Итак, можно только догадываться, что было в начале что было потом, наверное, были шкуры медведей, сказочных драконов и т.д., - записей тогда никто не вел, фотоаппаратов, к сожалению, не было, а из наскальных рисунков до нас дошли только сцены охоты и магические обряды, но никак не сцены бракосочетания. Видимо тогда люди хоть и относились к браку почтительно, но на многие вещи смотрели проще.

Затем наверное, было что-то, что напоминает брачные костюмы некоторых современных примитивных народов, или некоторые последние изделия высокой моды: с блестящими кольцами, перьями на голове, яркой брачной раскраской(макияжем), ожерельями, нагрудными и набедренными украшениями, а материалы использовались самые редкие и труднодоступные - мех, кожа,слоновая кость и иногда драгоценные камни.

И если первые ремесленники (художники-модельеры) и изображали что-то на одеждах невест, то это были символы плодородия, долголетия и благополучия. Скорее всего, невесту обязательно увешивали всяческими амулетами, и именно оттуда, из глубины веков тянутся к нам эти суеверия - булавки и заколки в подоле, подвязи и ленточки чтоб не сглазили, но в любом случае, я почему-то уверен, что это был ослепительно яркий и радостный наряд.

После этого в наших предположениях возникает пробел где-то до VII века от Рождества Христова... И вот уже платье, впрочем, пока не платье, а лишь его прообраз мы увидим у древних греков и римлян. У первых - это хитон, сложенный вдвое и сколотый кусок ткани, а у вторых - что-то вроде мешка с прорезями для головы и рук. Скорее всего, такая одежда была придумана еще раньше, но правдоподобные свидетельства оставили только эти культуры. Хитон и туника были повседневной одеждой и использовались в качестве свадебной в своем наиболее нарядном варианте. Далее в наших знаниях и представлениях опять пробел, хотя можно предположить, как к тунике приделывались рукава, воротник,менялась длина, делались попытки украшать ее вышивкой, бахромой, раковинами и камнями. Мне представляется, что все это происходило на фоне яростной борьбы: уже тогда, наверное, женщины пытались укоротить длину подола, а мужчины, среди которых были священнослужители, всячески этому противились (и правильно делали, на мой взгляд), вплоть до средних веков, здесь гораздо больше свидетельств, оставленных человечеством. И вот, судя по картинам и фрескам дошедшим до нас, мы видим уже собственно платье в нашем современно понимании. Все, процесс изобретения завершен: верхняя часть - лиф, нижняя - юбка, рукава, воротник, декоративные элементы. Теперь изменению подлежат только отделка, цвет, наличие и длина рукавов, воротников, поясов, бантов и много чего другого, но не длина юбки (!), если речь идет о свадебном платье.

Так минула Эпоха Возрождения с расцветом всех искусств, излишне декоративные XVIII и XIX века, XX век с его распрями, войнами и такими же часто неистовыми искусством и модой. Наступил век XXI. Думаю, что применительно к нему нужно коснуться темы цвета свадебного платья. Классическим, конечно, считается белый, чтобы ни говорили о значении этого цвета у некоторых народов, например в Японии белый - цвет траура. Но, в основном, он ассоциируется с чистотой и непорочностью, и этот цвет, видимо, был желанным во все времена.  На заре цивилизации материалы чистого белого цвета были редкостью, ведь ткани из естественных волокон абсолютной белизной не обладают, а алхимики тогда не только не изобрели отбеливающих препаратов, но еще и не появились. Да и вообще, тогда много чего не было, в основном человечеству совершенно не нужного. Что касается массового использования тканей белого цвета для свадебного платья, я связал бы это с развитием промышленности, как текстильной, так и химической, когда такие ткани стали дешевы и доступны для большинства населения. По времени это, скорее всего, конец XIX и начало XX века.

И в заключение хотелось бы обратиться к настоящим и будущим невестам. Свадебное платье дает самое яркое представление о вашем культурном уровне, об этических и эстетических предпочтениях. Каждая деталь подвенечного платья и любое украшение невесты имеет свое значение и неразрывную связь с веками складывающимися традициями.

Будьте внимательны, сдержанны и будьте счастливы.

Свадебный салон "ЗЛАТА", С уважением, Олег Бабуров.

 
©2010 Компания "Злата". Все права защищены. Разработка сайта: Brandlabel |